На самом деле, «светлое будущее» мы начали строить вовсе не с 1917 года. Мы занимались этим постоянно. Им грезил Пётр I, воздвигая на болотах Санкт-Петербург, ставший одним из красивейших городов мира. Его приближала Екатерина II, в первый раз осваивая Крым. Его создавали даже «насквозь реакционные» Александр III и Николай II, и получалось, кстати, ничуть не хуже, чем у тех, с кем обычно ассоциируют «время великих строек».
Пётр I, Екатерина II и Александр III
С чего начинались план ГОЭЛРО и «лампочка Ильича»?
В чём большевики действительно добились непревзойдённых успехов, так это в искусстве пропаганды. Поэтому сейчас многие абсолютно серьёзно считают Россию Николая II «лапотной», а электричество – достижением первых десятилетий Советской власти. Между тем, к 1917 году даже трамваи были в 36 городах империи, а ведь это совсем другой уровень развития нежели просто лампочка.
При Николае II на территории Российской империи было 279 электростанций. В московском регионе даже действовала своя энергосистема, распределявшая по всем близлежащих районам электричество, производимое на станциях Орехово-Зуево, Павловского Посада, Электрогорска и самой Москвы. Она стала предтечей появившегося при большевиках плана ГОЭЛРО.
В.И.Ленин у карты ГОЭРЛО
И, кстати, та самая «лампочка Ильича», которую с удивлением рассматривают крестьянин и его жена на известной фотографии, к вождю мирового пролетариата имеет весьма косвенное отношение. Делать их в массовом порядке начали на предприятии Якова Айваза в Петрограде в 1914 году. Он же дал лампочкам звучное имя Светлана, которое потом превратилось в название завода, а сейчас уже и ОАО «Светлана», продолжающего успешно работать в Санкт-Петербурге и поныне.
Гиганты машиностроения
С чем, казалось бы, совершенно невозможно спорить, так это с успехами советской индустриализации. Сталин тогда поставил задачу из страны, ввозящей станки и оборудование, стать страной, которая производит всё сама.
Результат хорошо известен: за три неполных пятилетки был создан промышленный потенциал, достаточный, чтобы выиграть самую кровопролитную войну в истории. Всё так, но всмотримся в детали: все ли наши гиганты тяжёлого машиностроения были созданы именно в СССР?
«Красное Сормово» всего лишь национализировано, а основано было ещё при Николае I. Здесь и до революции строились и суда, и паровозы, и подвижной состав, и нефтеналивные дизель-электроходы. Ленинградский Кировский завод – это бывший Путиловский, который и до революции был лидером отечественного тяжёлого машиностроения. То же самое можно сказать и об Ижорском заводе, который одевал в броню наш флот задолго до 1917 года, а вот с большевиками как раз не поладил настолько, что в 1918-ом его рабочих расстреливали за несогласие с политикой партии.
Брянский, Калужский и Мытищинский машиностроительные, Мариупольский металлургический, угледобыча на Донбассе и Кузбассе, Луганский паровозостроительный (сейчас тепловозостроительный), Днепровагонмаш и Тульский завод железнодорожного машиностроения – все они построены задолго до революции и продолжают играть важную роль в экономике страны (точнее уже двух – России и Украины).
Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года
Стальные магистрали
Конечно, самой очевидной «стройкой века» был и остаётся Транссиб. Магистраль, позволившая соединить Атлантический и Тихий океан, строилась с 1891 по 1916 годы. Инженерам пришлось решать сложнейшие задачи, преодолевая большие перепады высоты, прорубаясь сквозь скалы, укладывая рельсы буквально по берегу Байкала и сооружая переправы через широчайшие сибирские реки.
Открытие моста через Амур и стало официальным завершением строительства Транссибирской магистрали, хотя движение по большинству участков было открыто ещё в 1903-ем, когда заработала Кругобайкальская железная дорога. Эта стройка была поистине титанической, сравнимой с созданием Великой Китайской стены или египетских пирамид, а уж её значение для современной российской и даже мировой экономики невозможно переоценить.
Церемония закладки Транссиба цесаревичем Николаем Александровичем во Владивостоке
Трудно поверить, но одновременно с постройкой Транссиба Россия могла себе позволить сооружать и другие железные дороги, хотя, кажется, что проект такого масштаба должен был приковать к себе все производительные силы империи. Попутно стальные магистрали тянутся и на Кавказе, в Средней Азии и даже на Кольском полуострове – знаменитая Мурманская дорога, построенная в кратчайшие сроки и в тяжелейших условиях Первой мировой войны. Она и сейчас является основной нитью, связывающей наш северный порт с центральной Россией.
История России
Свежие комментарии