На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пятый

7 511 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Егиянц
    "Са-та-на там правит бал..."Noonpost: вся пра...
  • Валерий Егиянц
    "...Са-та-на там правит бал!..."Noonpost: вся пра...
  • Valdemaras Orlauskas
    Наконец-то увидел объективную оценку положения России. Дай Бог автор прав!Путин пошёл проти...

Реформы и проформы

Чиновники снова заговорили об административной реформе
Иван Полетаев
  
Реформы и проформы

Добиться роста экономики и сократить бедность в два раза невозможно без новых подходов в управленческой работе – так решили чиновники в ответ на Указ президента о национальных целях развития РФ на период до 2030 год.

Первым делом премьер-министр Михаил Мишустин настоятельно потребовал от своих коллег «ускориться», начал раньше проводить совещания, работать по выходным.

Если раньше в департаментах в субботу и воскресенье дежурили по одному человеку, то теперь по выходным на работу приезжает добрая половина сотрудников, потому что премьер может дать задание, которое нужно срочно исполнить. В итоге правительство стало более активно вносить в парламент долгожданные законопроекты, повысилась исполнительская дисциплина.

Еще весной прошлого года Минфин призвал оптимизировать работу управленского аппарата, сократить штаты центральных аппаратов федеральных ведомств хотя бы на 10 процентов. За это время изменилась структура аппарата правительства, упразднен ряд департаментов, перераспределена штатная численность. Но дальше дело не пошло. Вероятно, планы нарушила борьба с коронавирусом.

К сокращению управленческого аппарата государство, скорее всего, еще вернется, но теперь уже в будущем году, когда потребуется секвестировать бюджет. А пока что Минфин предложил в 2021 году увеличить расходы на деятельность президента и его администрации.

В ответ последовали предложения сократить число депутатов законодательных собраний со всеми секретарями и помощниками. Но это чуть ли не самая малочисленная группа в российском госаппарате и погоды она не делает, да и депутатов Госдумы на фоне гигантского аппарата федеральных органов исполнительной власти не так уж и много.

 

Больше всего управленцев в территориальных органах федеральных ведомств. Именно за счет них на одного регионального чиновника приходится по три федеральных.

 

Но, возможно, чиновников вообще сокращать не придется. Ведь они и так загружены сверх меры, да и по численности госслужащих из расчета на 100 тысяч населения Россия не превосходит Запад.

По сложившейся традиции наши чиновники каждый день направляют в регионы десятки, а то и сотни всевозможных запросов, требуют оперативно на них реагировать: ездить по предприятиям, встречаться с населением, проверять работу больниц и социальной сферы просто некогда.

 

 

В плену отчетности

 

Реформы управленческого аппарата проводили и раньше, но всякий раз они увязали в отчетах. Чиновники привыкли отчитываться друг перед другом, перед депутатами, жителями, вышестоящими министерствами и ведомствами. Теперь к их отчетам прибавились фото и видеосвидетельства, на которых фиксируется практически все: заасфальтированные участки дорог, вручение грамот от губернатора, момент передачи документов секретарю (курьеру тоже надо отчитываться перед начальством).

С одной стороны теперь обмануть кого-то сложно. А с другой… Директор одной управляющей компании однажды пожаловался мне: «Областные чиновники придумали новую форму отчетности: требуют снимать на камеру все, что мы делаем, даже уборку подъездов. Бесснежной зимой заставили отчитываться, как дворники сбивают сосульки, которых не было. Чтобы не нарваться на неприятности, пришлось всем дворникам закупать смартфоны, отправлять в Москву постановочные кадры».

Система фотоконтроля, запущенная в Подмосковье, с первых дней дала сбой. Объемные файлы быстро забили министерский сервер. Тогда решили разделить полномочия. Борьбу с сосульками поручили местным администрациям.

 

 

Возникает вопрос: неужели областные чиновники смогут просмотреть сотни тысяч отчетных фотографий, проконтролировать работу каждой уборщицы? Нонсенс! Но вопреки ожиданиям «свежую идею» не отменили, а решили доработать.

 

 

Руководителя одного регионального минздрава журналисты спросили, как он успевает анализировать и перерабатывать многостраничные отчеты из всех больниц. Он сказал, что даже не читает их, потому что доклады полны ошибок и, вообще, написаны не так, как нужно. Его задача – готовить отчеты в Москву, и в этом деле отчеты больниц ему совершенно не нужны.

Однако освободить врачей от писанины никто так и не решился. По мнению руководства, заполнение бумаг по специальной форме создает видимость контроля и потому отменить отчетность нижнего звена нельзя.

 

Каждый считает по-своему

 

На низкое качество исходных данных, поступающих с мест, не раз обращал внимание глава Росстата Павел Малков, называя это реальной проблемой, которая стоит намного острее, чем манипуляции цифрами или попытки что-то приписать.

Росстат регулярно публикует около 5 тыс. базовых показателей. Если посмотреть на статистику сквозь призму временных, отраслевых и региональных данных, то получится 60-70 тыс. (!) показателей.

Проблема в том, что у каждого министерства и ведомства (их в стране больше 60) своя методика расчетов, которую надо еще адаптировать к общепринятым показателям. Массив статистической информации составляют административные, большие и потоковые данные. Отчеты врачей в этой сложной структуре занимают ничтожное место.

 

Свои показатели отправляют наверх каждый холдинг, каждая крупная компания, но механически перенести их из одной базы данных в другую не получится: у всех разные системы внутреннего учета и функционирования, трудно сопоставимые алгоритмы сбора информации.

 

Вышестоящему начальству, чиновникам среднего звена приходится изучать структуры хозяйствования, согласовывать цифры, производить экспериментальные оценки показателей, чтобы подогнать всю эту «цифирь» к требованиям Росстата. При этом надо еще и уложиться по времени. Ведь в последнее время максимальные размеры штрафов за просроченную отчетность выросли в 30 раз!

 

Обратная связь

 

Все стандартные механизмы, которые могут препятствовать разрастанию чиновничьего аппарата в России, оказались «свернуты», полагает директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев. А реагирует на рост госаппарата разве что Минфин, и то только потому, что по долгу службы он обязан контролировать расходы бюджета. Но банальное сокращение чиновничьего «поголовья» на 10 или 15 процентов, по мнению ученого, проблемы не решит.

 

Дело не столько в численности, сколько в том, какие функции бюрократического аппарата действительно нужны, а без каких можно обойтись.

 

Сегодня от чиновников нижнего звена требуют наладить «систему обратной связи между обществом и государством», чтобы, так сказать, не произошло «окукливание» бюрократического аппарата. Принцип – «свои люди сочтемся», работавший в девяностые годы, начал давать сбои. Иногда старые управленческие кадры приходится убирать силовыми методами. На скамью подсудимых попадают неприкасаемые, министры, губернаторы, им припоминают нарушения, совершенные в прошлые годы.

В одном подмосковном муниципалитете по рекомендации свыше на освободившееся место главы муниципалитета пришел молодой человек спортивной наружности. Его назначение на должность оперативно утвердил местный Совет депутатов.

Молодой назначенец пообещал, что при нем все будет иначе, и первым делом расширил свой кабинет, завез управленцев из самой Москвы. Рабочий день новый глава начинает со спортивной разминки под фотокамеры своей пресс-службы, после короткого селекторного совещания уходит в народ и несколько дней живет в одном населенном пункте, захватив с собой всю свою команду. Желающим попасть на прием к нему или к кому-нибудь из его замов отвечают: «Все на выезде».

Никто не может сказать, что молодой управленческий коллектив бездействует. Все замы во главе с руководителем администрации при деле, каждый день отчитываются в соцсетях о своих совещаниях, встречах с людьми, поездках по предприятиям, школам. Только вот результат этой бурной деятельности не ясен: муниципалитет не вылезает из «красной зоны».

 

Сегодня не просто найти грамотных управленцев, готовых работать за скромную зарплату в интересах страны и региона, особенно на местах. Людей отпугивает огромная ответственность при отсутствии адекватных полномочий и финансовых ресурсов.

 

Ведь львиная доля заработанных на местах средств уходит в центр, и там решают, кому и сколько денег выделить.

 

По служебной лестнице

 

За издержки управленческой работы приходится расплачиваться населению. Выпуская постановления, люди, облеченные властью, затрудняются четко сформулировать свои требования. Не так давно вышло распоряжение правительства РФ, предусматривавшее выплату вознаграждений медикам «только с учетом потраченного на инфекционного больного времени». Были случаи, когда медсестер оформляли уборщицами или подсобными рабочими, чтобы не платить им «коронавирусные». В ситуацию пришлось вмешаться президенту.

Во времена СССР такое недопонимание было трудно себе представить. Чтобы подняться по карьерной лестнице в стране Советов, нужно было не только иметь специальное образование, но и хорошо зарекомендовать себя на прежней работе. В Китае до сих пор придерживаются такого правила. Человека со связями, который ничего не достиг, никто не будет продвигать во власть.

После 2012 года бюрократическая система в России стала меняться: ужесточились бюджетные ограничения, повысились требования к госаппарату. Появилась надежда, что в системе госуправления заработают «социальные лифты». В новом правительстве стало больше выходцев из регионов.

 

«Тем не менее, в отличие от Китая, понятной и внятной системы «кнута и пряника» для отечественного чиновника так и не появилось: по-прежнему отсутствуют критерии успешности, нет понятных карьерных траекторий», – замечает Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.

 

По-новому выстроить вертикаль управления помогло бы появление нового долгосрочного плана развития страны, основанного не только на мегапроектах, а еще и на возрождении и развитии заброшенных территорий, сел и малых городов.

Деньги на то, чтобы восстановить утраченное, есть не только в бюджете. Если сложить вклады и депозиты юридических и физических лиц на банковских счетах, то получим 51 трлн рублей. Это примерно в 4 раза больше того, чем располагает Фонд национального благосостояния (около 13 трлн рублей). Если эти деньги пустить в оборот, то страну можно преобразовать за несколько лет.

О том, как это сделать и должен думать современный чиновник, ведь его задача – выступать своеобразной скрепой интересов государства, бизнеса и общества, а не плодить многостраничные отчеты.

 

Специально для «Столетия»
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх